Гражданский воздушный флот страны советов ведет свою историю с
весны 1921 г., когда решением Советского правительства была открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва-Харьков. Для этой цели выделили 6 самолетов Дивизиона Воздушных Кораблей – «Илья Муромец» - дореволюционной конструкции И.И.Сикорского. К этому времени состояние «Муромцев» было следующее: многие были изношены и потрепаны на фронтах гражданской войны, выдержали многократные перевозки по ж/д, неоднократно ремонтировались. И лишь два корабля (№282 и №285) были собраны относительно недавно (вероятно, из задела) и считались новыми.
Линию Москва-Харьков обслуживали два отряда «Муромцев». 1-й отряд Ступина П.М. (1-й, , 2-й и 3-й воздухкорабли) выполнял рейсы на участке Харьков-Курск-Орел. 11-й отряд (4-й, 5-й и 6-й воздухкорабли), которым командовал военлет А.К.Туманский, обслуживал участок Москва-Тула-Орел. На аэродроме в Орле самолеты обоих отрядов обменивались грузами и пассажирами, заправлялись горючим и возвращались обратно. Машины уже были изношены и не могли выдержать дальних перелетов. Штаб 2-го отряда А.Туманского, находившийся в Москве, начал прием от населения почтовой корреспонденции и посылок.
1 мая 1921г. «Илья Муромец» Туманского вылетел с почтой и пассажирами на борту в первый рейс в Орел. И как вспоминал Туманский: «Мы делали по два-три полета в неделю, перевозя в основном фельдъегерскую почту и ответственных пассажиров. Пассажиры были в восторге от быстроты передвижения, мы же «летно-подьемный состав» радовались гораздо меньше: корабли наши были довольно потрепаны, а большинство моторов давно уже выработало все свои ресурсы. Редкий рейс поэтому обходился без проишествия.».
За 43 (по другим сведениям было совершено 76 рейсов) рейса, сделанных с 1 мая по 10 октября 1921 г. было перевезено 60 пассажиров и более 2 тонн грузов.
Ввиду окончательного износа материальной части ДВК был ликвидирован, его имущество передано на создание новой школы Воздушной Стрельбы и Бомбометания (Стрельбом в Серпухове). В числе этого имущества был и оставшийся в более-менее сносном состоянии «Муромец» из 11-го отряда Туманского (бывший «5-й почтовый» № 285). Председатель лик-видкомиссии, летчик Б.Н.Кудрин в 1922-23 гг. на этом изношенном «Муромце» совершил около 80 полетов. Это было последнее использование знаменитого воздушного корабля И.И.Сикорского ≈ «Ильи Муромца».
Первая авиалиния в СССР <
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться12010-07-27 20:03:34
Поделиться22010-07-29 19:37:22
После окончания использования в гражданской авиации самолетов «Илья Муромец» в применении отечественных самолетов наступила пауза до 1926 г. за отсутствием таковых. На вооружение гражданского флота поступили несколько десятков зарубежных 3-х – 4-х местных аппаратов. Среди них Юнкерс Ю-13, Фоккер III и Фоккер IV, Дорнье Комета и т.д.
Трудно себе представить, но фанерно-перкалевый биплан-гигант «Илья Муромец» и цельнометаллический моноплан Юнкерс Ю-13 могли встретиться в небе. Сроки начала эксплуатации Ю-13 и окончания полетов ИМ перекрываются.
Поделиться32010-08-03 12:29:18
Рисунок пассажирского ИМ.